Тема 2. Информация и бизнес

 

1. Рынки информационных ресурсов.

2. Технологии Internet в бизнесе.

 

1. Рынки информационных ресурсов

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копирования информации объединяют в понятие информационной индустрии. Cредство обработки - вычислительная техника и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, и пользуемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:

·      непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;

·      пакетный доступ к базам данных - режим off-line;

·      в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;

·      в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;

·      в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.

 

Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:

1.   электронная информация,

2.   электронные сделки,

3.   системы сетевых коммуникаций,

4.   программное обеспечение.

 

В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов: деловая информация, юридическая информация, информация для специалистов, массовая или потребительская информация.

 

Деловой сектор (в рамках электронной информации): биржевая и финансовая информация; экономическая и статистическая информация, числовая информация; коммерческая информация - государственная; информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам; новости в области экономики и бизнеса.

Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.

Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей: профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники;  доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).

Массовая и потребительская информация: информация служб новостей и агентств, пресса и др.; потребительская информация.

 

Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг.

Рынок программного обеспечения – все виды программной продукции и их обслуживание.

Системы сетевых коммуникаций – электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.

К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:

·             телекоммуникационные услуги;

·             информационные услуги;

·             консультационные услуги;

·             технические услуги;

·             рекламные услуги.

 

2. Технологии Internet в бизнесе

Предпринимательство всегда использовалo достижения информатики для получения быстрой и достоверной информации. Постепенно, роль информатики в бизнесе все время возрастала. Появился информационный бизнес. Возникли информационный менеджмент, электронная подпись, электронная почта, электронная торговля, электронные деньги, электронные документы, электронный маркетинг, электронные офисы, электронные рынки.

Возникло сетевое сообщество. Развитие искусственного интеллекта, широкое использование глобальных сетей, локальных сетей и персональных компьютеров (ПК) привело к применению в предпринимательстве виртуальных методов. Благодаря этому созданы виртуальные интеллектуальные коммутируемые сети предприятий, виртуальные банки, виртуальные магазины, виртуальные офисы.

Развитие электроники привело к созданию новых секторов рынка:

·      продажа компьютеров;

·      реализация электронных компонентов и, в первую очередь - интегральных схем (ИС);

·      предложение программного обеспечения (ПО);

·      построение информационных сетей;

·      предоставление спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией оборудования;

·      обучение новым специальностям и технологиям.

Особым объектом предпринимательства является программное обеспечение. Программы разрабатываются небольшими группами специалистов, а стоимость размножения программ ничтожно мала.

В последние годы информационные технологии прошли путь от автоматизации процессов до создания систем, оказывающих непосредственное влияние на предпринимательство. Если вначале предприятия или организации использовали компьютеры и писали простые программы, то теперь они разрабатывают модели и алгоритмы сложных процессов предпринимательства.

Функции информационных технологий в предпринимательстве:

·      получение информации о рынке и его анализ;

·      оптимизация планирования работы предприятий, организаций и управления их деятельностью;

·      выполнение основных деловых операций;

·      сбор и подготовка информации для принятия управленческих решений;

·      контроль и координация работы подразделений и сотрудников;

·      обеспечение связи с партнерами.

 

Электронная коммерция в Internet (e-commerce) — это коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг посредством использования сети Internet. Одной из самых быстроразвивающихся областей электронной коммерции является хостинг (от английского слова host — сервер), то есть услуги по размещению информации во всемирной паутине. Хостинг включает в себя предоставление дискового пространства для размещения Web-сайтов на Web-сервере, предоставления доступа к ним по каналу связи с определенной пропускной способностью, а также прав администрирования сайта.

Широкое распространение в Internet получила электронная торговля. Простейшим ее вариантом является виртуальная «доска объявлений», Internet-аукционы. Самой удобной для покупателя формой электронной торговли являются Internet-магазины.

Покупатель в Internet-магазине имеет возможность ознакомиться с товаром (техническими характеристиками, внешним видом товара и так далее), а также его ценой. В последнее время для расчетов через Internet стали использоваться цифровые деньги.

Серьезная тенденция сегодняшнего дня состоит в возрастании роли информационных потоков, имеющих важнейшее значение для совершенствования процессов взаимодействия между производителями и потребителями продукции.

Каналы распределения и их функции.

Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.

Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций: информационную; продвижения; ведения переговоров; заказа; финансирования ; принятия риска; владения товаром; оплаты; маркировки.

В целом Internet, как новый канал распределения, оказывает основное влияние на две группы компаний. К первой относятся производители, которые могут воспользоваться им как средством доступа к конечным потребителям продукции. Во вторую входят посредники, участники существующих каналов, для которых Internet может представлять некоторую угрозу в связи с возможностью отказа от их услуг со стороны производителей, а также новые виды посредников, возникшие в результате появления Internet.

Основание для рассмотрения Internetа в качестве нового полноправного канала распространения товаров и услуг дает ряд обстоятельств:

·      Во-первых, он дает возможность компаниям взаимодействовать с потенциальными клиентами из любых географических точек;

·       посредством него упрощается информационный обмен, что способствует предоставлению максимально подробной информации без каких-либо значительных материальных затрат;

·      благодаря возможности осуществления через него ряда функций, таких как информационная, функция продвижения, ведения переговоров, заказа и оплаты.

Многочисленные производители создают товары, распространители покупают их и передают через несколько уровней канала распределения розничным торговцам, которые и имеют дело с конечным потребителем. Дополнительные услуги цепочки распространения заключаются в транспортировке товаров, их хранении на складах, доставке потребителю, проведению сервисного обслуживания и т. д.

Для компании, решившей организовать продажу товаров через Internet, существует ряд возможностей. Систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: Internet-магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты-покупки, система доставки товара. Для начала компании необходимо определиться в главном — будет ли она реализовать каждый блок силами своей фирмы или найдет партнеров, которые окажут соответствующие услуги.

Используются технологии uCoz