Тема 4. Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры

 

1.      Компьютерная информационная гиперсреда.

2.      Связь между абонентами Internet.

3.      Сайты. Создание web-страниц.

4.      Познавательные и развлекательные технологии Internet.

5.      Реклама в Internet.

 

1. Компьютерная информационная гиперсреда.

Фактически все основные процессы взаимодействия современных средств массовой информации со своей аудиторией укладываются в рамки упрощенной модели коммуникации, характерной для традиционных средств массовой информации (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Модель коммуникационных процессов традиционных СМИ

 

В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видео изображение, анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.

В отличие от этой модели, в основе Internet лежат два совершенно других принципа. Во-первых, при общении через Internet взаимодействие происходит через специфическую среду, которая вносит в него значительный вклад. Это хорошо иллюстрирует рис. 2.

 


Рис. 2. Модель коммуникации с использованием информационной среды

 

Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации.

Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного взаимодействия. Основные из них:

·      пользователи, при помощи навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Internet и исследовать информационное содержание WWW;

·      пользователи могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;

·      фирмы могут взаимодействовать со средой Internet, что дает возможность осуществить контакт как между ними, так и с информацией, представленной в сети;

·      фирмы могут представлять информацию о себе в среде Internet при помощи собственного web-сайта или за счет размещения информации на других web-серверах;

·      пользователи и фирмы могут напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты, телеконференций или непосредственно в IRC.

В отличие от пассивной, как бы «нисходящей» к потребителю модели маркетинга, в Internet становится возможным осуществить такое сотрудничество поставщиков и клиентов, при котором именно последние занимают активную позицию. При этом они сами могут становиться поставщиками, в частности, поставщиками информации о своих потребностях.

С этой точки зрения традиционные средства массовой информации (телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой те играют пассивную роль и обладают только достаточно ограниченной возможностью выбора каналов информации.

В противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе Internet лежит pull-модель (рис. 3), в которой информация предоставляется по запросу. Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации за счет различных поисковых и навигационных механизмов.

 

 

Рис. 3. Pull-модель доставки информации потребителям

 

Наблюдая за развитием технологий среды Internet, можно констатировать, что оно происходит путем синтеза push- и pull-моделей. Благодаря высокой функциональности Internet, всегда будет существовать возможность навигации пользователей в целях поиска необходимой информации или каких-либо ресурсов.

Важной чертой коммуникационной модели Internet является понятие эффекта присутствия, характеризующего процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами.

Соотношение степеней воздействия на клиента этих двух составляющих определяет степень эффекта присутствия.

 

2. Связь между абонентами Internet

В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Internet в реальном режиме времени.

В Internet существуют тысячи серверов Internet Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение. Простейший способ общения - разговор (chat) - это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры.

Для того чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры.

Интерактивное общение на серверах Internet может быть реализовано в форме обмена текстовыми сообщениями, аудио- или видеоконференций. Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (например, программа NetMeeting, которая входит в состав Internet Explorer).

В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ. Система интерактивного общения ICQ интегрирует раз­личные формы общения: электронную почту, обмен тексто­выми сообщениями (chat), Internet-телефонию, передачу файлов, поиск в сети людей и так далее.

Internet-телефония дает возможность пользователю Internet использовать телефонную связь компьютер-телефон, компьютер-компьютер и телефон-компьютер. Провайдеры Internet-телефонии обеспечивают такую связь с помощью специальных телефонных серверов Internet, которые подключены и к Internet, и к телефонной сети.

Мобильный Internet. С мобильного телефона на компьютер, подключенный к Internet, и с компьютера на мобильный телефон можно отправлять SMS (Short Messsage Service - короткие текстовые сообщения).

Для беспроводного доступа с мобильных телефонов к информационным и сервисным ресурсам Internet используется протокол WAP (Wireless Application Protocol). WAP-сайты располагаются на Web-серверах и представлены в специальном формате WML (Wireless Markup Language). Этот язык разметки специально адаптирован под возможности мобильного телефона - двухцветную графику, маленький экран и небольшую память.

Полноценный высокоскоростной доступ в Internet с мобильного телефона можно осуществить по технологии GPRS (General Packet Radio Service).

Электронная почта (e-mail) - наиболее распространенный сервис Internet, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи. Преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Кроме того, электронная почта позволяет: посылать сообщение сразу нескольким абонентам; пересылать письма на другие адреса; включить автоответчик - на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ; создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма. Любой пользователь Internet может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Internet (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма. Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, например: Outlook Express входит в Microsoft Internet Explorer, Netscape Messenger — в Netscape Communicator.

 

3. Сайты. Создание web-страниц

Публикации во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов, общую классификацию которых можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 4. Web-сайт по своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.

 

Рис. 4. Классификация web-сайтов

 

Сайт является интерактивным средством представления информации. Интерактивность сайта обеспечивают различные формы, с помощью которых посетитель сайта может зарегистрироваться на сайте, заполнить анкету и так далее.

Обычно сайт имеет титульную страницу (страницу с оглавлением), на которой имеются гиперссылки на его основные разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются на других Web-страницах сайта, что обеспечивает возможность пользователю свободно перемещаться по сайту.

Web-сайты обычно являются мультимедийными, так как кроме текста могут содержать иллюстрации, анимацию, звуковую- и видеоинформацию.

Web-страницы сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов управления ActiveX. Расположенные на сайте управляющие элементы (например, кнопки) позволяют пользователю запускать те или иные динамические объекты.

Создание Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML. Технология HTML состоит в том, что в обычный текстовый документ вставляются управляющие символы (тэги) и в результате мы получаем Web-страницу. Браузер при загрузке Web-страницы представляет ее на экране в том виде, который задается тэгами. Основные теги для создания web-страниц представлены в приложении 2.

Основными достоинствами HTML-документов являются:

·         малый информационный объем;

·         возможность просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными системами.

Для создания Web-страниц используются простейшие текстовые редакторы, которые не включают в создаваемый документ управляющие символы форматирования текста. В качестве такого редактора в Windows можно использовать стандартное приложение «Блокнот». Кроме того, существует много технологий, в которых основные действия по созданию сайтов уже автоматизированы, остается лишь внести изменения в соответствии со своей тематикой.

 

4. Познавательные и развлекательные технологии Internet

В Internet существуют десятки тысяч конференций или групп новостей (news), каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Пользователи могут посылать свои сообщения на любой из этих серверов. Сервера периодически синхронизируются, то есть обмениваются содержимым почтовых ящиков телеконференций, поэтому материалы конференций в полном объеме доступны пользователю на любом таком сервере.

Для работы в телеконференциях используют обычно те же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой, например Outlook Express.  Для того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее необходимо «подписаться».

С помощью специального языка моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language — VRML) можно создавать виртуальные трехмерные миры, в которых можно затем перемещаться в различных направлениях и рассматривать предметы с различных сторон. Для посещения виртуальных миров необходим специальный программный модуль, например,  CosmoPlayer, который подключается к браузеру и позволяет просматривать анимированную графику сцен виртуальной реальности.

Десятки тысяч серверов Internet являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов. Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Internet.

Для удобства пользователей многие серверы файловых архивов (freeware.ru, www.freesoft.ru, www.download.ru) имеют Web-интерфейс, что позволяет работать с ними с использованием браузеров. Однако удобнее для работы с файловыми архивами использовать специализированные менеджеры загрузки файлов (например, FlashGet, Go!Zilla, ReGet и др.). Менеджеры загрузки файлов интегрируются в браузеры и при активизации ссылки на файл в окне браузера начинают процесс его загрузки.

Для прослушивания и просмотра мультимедиа файлов непосредственно в процессе их получения из сети в режиме реального времени были разработаны специальные методы, реализующие технологию потокового сжатия, передачи и воспроизведения звуковых и видеоданных.

 

5. Реклама в Internet

Важной составляющей электронной коммерции является информационно-рекламная деятельность. Многие фирмы размещают на своих Web-сайтах в Internet важную для потребителя информацию (описание товаров и услуг, их стоимость, адрес фирмы, телефон и e-mail, по которым можно сделать заказ, и др.). Существуют специализированные серверы, предоставляющие потребителю систематизированную (по видам товара, производителям, ценам и др.) информацию об определенной группе товаров.

Реклама в Internet реализуется с помощью баннеров (от английского слова «banner» — «рекламный заголовок»). В Internet баннер представляет собой небольшую прямоугольную картинку, на которой размещается реклама Web-сайта или Web-страницы.

Баннеры могут быть как статическими (показывается одна и та же картинка), так и динамическими (картинки постоянно меняются). Щелчок по баннеру мышью приводит к переходу на соответствующий сайт или страницу, где можно более подробно узнать о том, что рекламирует баннер.

Баннеры размещаются на сайтах либо на платной основе, либо путем обмена. Использование системы обмена баннерами, которая связывает между собой множество сайтов и позволяет им рекламировать друг друга, повышает посещаемость каждого из них.

 

Используются технологии uCoz